Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 29 мая 2012 года N 346
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке перевода, отчисления и восстановления
студентов высших учебных заведений
Кыргызской Республики
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает общие требования к процедуре перевода, отчисления и
восстановления студентов в высших учебных заведениях Кыргызской Республики (далее – вуз).
2. Настоящее Положение распространяется на образовательные организации высшего
профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (аттестацию).
2. Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения в другое
3. Перевод студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию
(аттестацию), осуществляется в период летних или зимних каникул, при наличии вакантных мест на
соответствующем курсе по интересующей студента специальности/направлении, на договорной основе
с полной компенсацией затрат за обучение.
4. Ограничений, связанных с курсом и формой обучения, видом основной образовательной программы,
на которые происходит перевод студента, вуз не устанавливает.
5. Общая продолжительность обучения студента за счет государственного бюджета не должна
превышать срока, установленного учебным планом принимающего вуза для освоения основной
образовательной программы.
6. Перевод граждан, получающих образование в неаккредитованных (неаттестованных) высших
учебных заведениях, в аккредитованные вузы на любую форму обучения может осуществляться после
реализации права на аттестацию в форме экстерната, за исключением специальностей/направлений
высшего профессионального образования, обучение на которых в форме экстерната не допускается.
7. В случае реорганизации, ликвидации образовательной организации перевод студентов
обеспечивается учредителем, в ведении которого находится вуз, совместно с Министерством
образования и науки Кыргызской Республики.
8. Перевод студентов на первом и последнем курсе обучения не осуществляется.
9. Перевод студентов, обучающихся на платной основе, на места за счет государственного бюджета
(по грантам) не осуществляется.
10. Перевод студента из одного вуза в другой вуз для продолжения образования, в том числе
сопровождающийся переходом с одной основной образовательной программы специальности/
направления на другую, по всем формам обучения, а также с их сменой осуществляется по личному
заявлению студента.
Заявление направляется ректору (проректору) для принятия решения о допуске студента к аттестации.
К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки (впоследствии сверяется с академической
справкой). Для вузов, применяющих Европейскую систему перевода и накопления кредитов (ECTS),
прилагается транскрипт (оценочный лист).
11. Перевод студента осуществляется на основе аттестации. Аттестация студента проводится
аттестационной комиссией путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки (транскрипта) оценочного
листа. Аттестационная комиссия создается в составе проректора по учебной работе (председатель
комиссии), декана факультета/заведующего выпускающей кафедры/руководителя образовательной
программы и сотрудников учебного отдела, студенческого отдела кадров/офиса регистратора
(секретаря комиссии).
Аттестационная комиссия должна рассмотреть заявление студента в течение 10 дней с момента подачи
заявления, но не позднее начала учебных занятий. Для организации эффективной работы
аттестационные комиссии в вузе должны создаваться по родственным специальностям или
направлениям.
12. По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины не могут быть перезачтены студенту или из-за
разницы в учебных планах обнаруживаются неизученные дисциплины (разделы дисциплин), студент
должен сдать их, то есть ликвидировать академическую разницу. Для этого принимающий вуз должен
разработать и утвердить индивидуальный учебный план студента, который должен предусматривать
перечень дисциплин (или их разделов), подлежащих изучению, их объемы и установленные сроки сдачи
экзаменов/зачетов. Академическая разница должна быть ликвидирована в пределах данного
академического года.
13. Для вузов, применяющих кредитную технологию обучения, академическая разница
устанавливается согласно полученным кредитам (зачетным единицам) на основе транскрипта/
оценочных листов с предоставлением аннотации изученных дисциплин. Академическая разница
определяется в кредитах (зачетных единицах) и дополнительно включается в индивидуальный учебный
план студента.
14. При переводе общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, в том числе
обязательные базовые, перезачитываются в объеме, изученном студентом. При переводе студента в
другой вуз на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее, или
родственную основную образовательную программу, перезачитываются также математические и
общие естественнонаучные дисциплины (государственный компонент), и все дисциплины по выбору
студента, устанавливаемые вузом.
При переводе студента на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее
или родственную основную образовательную программу, сдаче академической разницы подлежат:
– разница в учебных планах специальностей/направлений в части, касающейся государственного
компонента соответствующего государственного образовательного стандарта по математическим и
общим естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, если онапревышает предел, в рамках которого вуз (10%-20%) имеет право изменять объем дисциплин;
– разница в учебных планах специальностей/направлений в части, касающейся государственного
компонента соответствующего государственного образовательного стандарта по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
При переводе студента на неродственную основную образовательную программу перечень дисциплин,
подлежащих сдаче (ликвидации академической разницы), не должен превышать 7 дисциплин для вузов,
не применяющих кредитной технологии обучения. Для вузов, применяющих кредитную технологию
обучения, перечень дисциплин, подлежащих пересдаче (ликвидации академической разницы),
определяется на основе зачтенных кредитов (зачетных единиц), при этом принимающий вуз может
валидировать/зачитывать кредиты исходя из содержания образовательной программы
(информационный пакет направления/специальности).
15. По результатам аттестации аттестационная комиссия готовит протокол заседания.
16. При положительном решении вопроса о переводе (наличии утвержденного индивидуального
учебного плана студента) принимающий вуз выдает студенту справку установленного образца
(приложение 3). Студент представляет указанную справку в высшее учебное заведение, в котором он
обучается, с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом, и о выдаче ему в связи с
переводом академической справки и документа об образовании, на основании которого он был
зачислен в вуз, из личного дела. На основании представленной справки и заявления студента ректор
вуза, из которого студент переводится, в течение 10 дней со дня подачи заявления издает приказ об его
отчислении с формулировкой: “Отчислен в связи с переводом в … вуз”. Из личного дела студента
извлекается и выдается ему на руки документ об образовании, на основании которого он был зачислен
в вуз (далее – документ об образовании), а также оформляется и выдается академическая справка
установленного образца. В личном деле остается заверенная копия документа об образовании и
выписка из приказа об отчислении в связи с переводом, а также сданные студентом студенческий билет
и зачетная книжка.
17. Приказ о зачислении студента в университет в связи с переводом издается ректором после
получения документа об образовании и академической справки (руководитель соответствующего
учебного подразделения проверяет соответствие копии зачетной книжки/транскрипта/оценочного
листа академической справке), которые прилагаются к его личному заявлению. До получения
документов ректор вуза имеет право допустить студента к занятиям своим приказом. В приказе о
зачислении делается запись: “Зачислен в порядке перевода из … вуза, на специальность (направление)
… , на … курс, на … форму обучения”.
В случае, если по итогам аттестации выявлена необходимость ликвидации академической разницы, в
приказе о переводе должна содержаться запись об утверждении индивидуального учебного плана
студента.
18. В вузе формируется и ставится на учет новое личное дело студента, в которое заносится заявление о
переводе, академическая справка, документ об образовании и выписка из приказа о зачислении в
порядке перевода, а также договор о полной компенсации затрат за обучение. Переведенному студенту
выдается студенческий билет и зачетная книжка.
Записи о перезачтенных из академической справки дисциплинах (разделах дисциплин), практиках,
курсовых проектах (работах), а также о ликвидации академической разницы вносятся в установленном
порядке в зачетные книжки/транскрипты студентов и другие учетные документы с проставлением
оценок (зачетов).
3. Порядок перевода студентов внутри вуза
19. Переход студента с одной основной образовательной программы на другую (в том числе с
изменением формы обучения) внутри вуза осуществляется после окончания семестра, при наличии
вакантных мест на соответствующем курсе по интересующей студента специальности, в соответствии с
настоящим порядком (за исключением пунктов 16 и 17 настоящего Положения) по личному заявлению
студента и предъявлению зачетной книжки/транскрипта.
При переходе студента с одной основной образовательной программы на другую ректор вуза издает
приказ с формулировкой: “Переведен с … курса обучения по специальности (направлению) … на … курс
и форму обучения по специальности (направлению) …”.
В приказе о переходе также может содержаться специальная запись об утверждении индивидуального
плана студента по сдаче необходимого учебного материала (ликвидация академической разницы).
Выписка из приказа вносится в личное дело студента.
20. Студенту сохраняется его студенческий билет и зачетная книжка/транскрипт, в которые вносятся
соответствующие исправления, заверенные подписью ректора (проректора) и печатью вуза, а также
делаются записи о сдаче разницы в учебных планах. Вузом оформляется новая личная карточка
студента.
21. Если студент обучался по договору с организацией, то его переводу должно предшествовать
согласие организации.
4. Отчисление студентов
22. Студент может быть отчислен из вуза по собственной инициативе приказом ректора, по личному
заявлению студента:
– по собственному желанию (без указания конкретных причин);
– в связи с переходом в другой вуз;
– в связи с болезнью (на основании справки медицинского учреждения);
– в связи с семейными обстоятельствами.
23. Отчисление по инициативе администрации осуществляется приказом ректора, по представлению
рапорта руководителя соответствующего учебного подразделения:
– за академическую задолженность;
– за нарушение учебной дисциплины (невыполнение графика учебного процесса, утерю связи с вузом,
невыход из академического отпуска по окончании его срока); за нарушение правил внутреннего
распорядка, правил проживания в общежитии;
– в связи с непрохождением государственной итоговой аттестации;
– за совершение противоправных действий после вступления в законную силу приговора суда, которым
студент осужден к лишению свободы, либо к иному наказанию, исключающему возможность
продолжения учебы;
– в связи с невозмещением затрат на обучение.
При отчислении по инициативе администрации студент в обязательном порядке письменно
уведомляется о причинах и сроках отчисления.
24. При отчислении студента ему выдается подлинник документа об образовании и по его запросу –
академическая справка установленного образца.
5. Восстановление в число студентов
25. Восстановление осуществляется после окончания семестра при наличии мест на соответствующем
курсе по интересующей студента специальности/направлении, по личному заявлению студента
(приложение 6) и предъявлению академической справки. Возможность восстановления студентов,
ранее отчисленных из этого же вуза, рассматривается на основании учебной карточки/транскрипта
студента.
Заявление направляется ректору (проректору) для принятия решения о допуске студента к аттестации.
26. Аттестация проводится аттестационной комиссией путем рассмотрения академической справки.
При определении курса, разница в учебных планах не должна превышать 7 дисциплин. Для этого
принимающий вуз должен разработать и утвердить индивидуальный учебный план студента, который
должен предусматривать перечень дисциплин (или их разделов), подлежащих изучению, их объемы и
установленные сроки сдачи экзаменов/зачетов. Академическая разница должна быть ликвидирована
в пределах данного академического года.
27. Для вузов, применяющих кредитную технологию обучения, академическая разница
устанавливается согласно полученным кредитам на основе транскрипта/оценочных листов, с
предоставлением аннотации изученных дисциплин. Академическая разница определяется в кредитах
(зачетных единицах) и дополнительно включается в индивидуальный учебный план студента.
По результатам аттестации аттестационная комиссия готовит протокол заседания.
При положительном решении вопроса о восстановлении издается приказ о зачислении в связи с
восстановлением.
28. Если до отчисления студент обучался в вузе менее двух семестров, то он не имеет право на
восстановление для продолжения обучения.
29. Соответствующим учебным подразделением формируется новое личное дело студента, в которое
заносятся заявление о восстановлении, академическая справка, документ об образовании, выписка из
приказа о зачислении в порядке восстановления, индивидуальный учебный план. Студенту выдается
студенческий билет и, при необходимости, зачетная книжка.
30. Студент, отчисленный из одного вуза, не имеющего государственной аккредитации, может быть
восстановлен в другой вуз в соответствии с настоящим Положением