Общая характеристика образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.1.Общая характеристика образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

 

Областью применения основной образовательной программы является организация учебного процесса, направленного на подготовку учителя математики, физики и информатики, способного осуществлять педагогическую, образовательную, воспитательную, просветительскую и научную деятельность.

Основными пользователями образовательной программы являются: руководство, профессорско-преподавательский состав и студенты Таласского государственного университета, государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, методические объединения учителей математики, физики и информатики, региональные органы управления образованием.

2.1.1. Миссия образовательной программы, соответствующая миссии ТалГУ,   определяет основную цель программы и формирует набор ожидаемых результатов обучения выпускника.

При формулировке целей и задач ОП как в области обучения, так и в области воспитания даются с учетом специфики профиля ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также потребностей регионального рынка труда и внешних, внутренних стейхолдеров.

Миссия образовательной программы – подготовка профессионально компетентных и конкурентноспособных учителей математики, физики и информатики, владеющих современными методиками и технологиями.

2.1.2 Цель ОП – это заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Цель формирования образовательных программ: разработка пакета документов, обеспечивающих:                                                                                                                                       – реализацию (выполнение) требований соответствующего образовательного стандарта с учетом особенностей научно-образовательной школы и актуальных потребностей регионального и международного рынка труда;                                                 – развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных (и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта по конкретному направлению подготовки;                                                                                                                                                – социально-необходимое качество высшего образования в ТалГУ на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего образовательного стандарта;

– основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций обучающихся на всех этапах обучения в ТалГУ.

 

Цель образовательной программы:

         Цель 1. Ознакомление с основными положениями разделов математической, физической науки и информатики, базовыми идеями и методами математики, физики и информатики, формирование систематических знаний в области математики, физики и информатики.

         Цель 2. Подготовка квалифицированного специалиста педагога-математика, физика и информатика, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в современных условиях.

          Цель 3. Формировать и развивать социально-личностные качества студентов (целеустремленность, организованность, ответственность, навыки критического мышления, коммуникативность, толерантность т.д.), повышать стремление к самореализации и самосовершенствованию, их общую культуру в профессии в рамках непрерывного образования.

          Цель 4. Формировать навыки использования математических, физических знаний и знаний по информатике для решения исследовательских задач и развивать способности обрабатывать информацию в межотраслевой науке.

Все студенты, принятые по профилю «Математика», «Физика» и «Информатика» смогут добиться целей,   предусмотренных программой и  смогут выполнять требования для присвоения соответствующей квалификации.

Данный подход реализуется ОП в виде обучающих, воспитывающих и развивающих целях.

 

 

 

Планируемые результаты обучения

  Профиль “Математика”:

 

Код результата Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны
Профессиональные компетенции
Р1 Владение систематическими знаниями в области математики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р2 Владение базовыми знаниями в области математики и использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования с применением информационных технологий. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р3 Владение культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р4 Умение принимать правильные решения в различных ситуациях, показать и обосновать собственную позицию, умение согласовывать своё мнение с мнением коллектива, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования . Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р5 Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов и средств активных форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся, для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р6 Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р7 Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р8 Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р9 Умение проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук и использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р10 Владение математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, умение использовать основные приёмы математических методов, обработки экспериментальных данных при самостоятельном исследовании и решении различных прикладных задач. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI

 

                                                                                                            Приложение 2Б

Планируемые результаты обучения

Профиль “Физика”:

 

Код результата Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны
Р1 Владение систематическими знаниями в области физики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и иметь представление о современной физической картине мира умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р2 Владение базовыми знаниями в области физики и умение применять эти знания для анализа фундаментальных физических законов теорий, а также умение анализировать физическую сущность законов и владение способностью строить содержание физической картины различных явлений и процессов в природе и технике. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р3 Владение культурой логического мышления. Владение способностью понимать, что решение задач является одной из форм организации мышления. Умение реализовывать основные методы рассуждений на основе общих методов научного исследования. Умение корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р4 Умение принимать правильные решения в различных ситуациях, показать и обосновать собственную позицию, умение согласовывать своё мнение с мнением коллектива, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования . Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р5 Умение решать  задачи разного вида (количественные и качественные задачи, теоретические и экспериментальные задачи), а также задачи разного уровня сложности. Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов и средств активных форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся, для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р6 Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р7 Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р8 Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р9 Способность использовать методы обработки результатов наблюдений экспериментов, соответствующие требованиям проведения научных и учебных экспериментов на различных учебных ситуациях. Умение проводить компьютерную обработку результатов измерений и наблюдений, проводить компьютерное моделирование учебных экспериментов и использовать имеющиеся электронные материалы по физике. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р10 Понимает ведущую роль эксперимента в физических исследованиях и в учебном процессе по физике. Владеет методами постановки демонстрационного эксперимента, способами организации фронтальных учебных экспериментов, лабораторных работ и учебных исследовательских экспериментов. При проведении экспериментов владеет  способностью активно использовать компьютерную технику, интерактивные доски и другую технику. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI

 

                                                                                                            Приложение 2В

Планируемые результаты обучения

Профиль “Информатика”:

Код результата Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны
Р1 Владение систематическими знаниями в области информатики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р2 Владение базовыми знаниями в области информатики и навыками использования программных средств, используя ресурсы Интернет (1). Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р3 Способен строить компьютерные модели для решения задач и практических проблем. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р4 Умение самостоятельно приобретать новые знания, умения с помощью информационных технологий, самостоятельно работать по IT-программам и использовать их в практической деятельности. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р5 Знание структуры  школьного  курса  информатики,   методы  приемы и средства обучения информатике, используя современные образовательные  и информационные технологии (2). Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р6 Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов, средств и форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации (2). Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р7 Умение применять базовые теоретические знания, методы и средства фундаментальной и прикладной информатики для решения профессиональных задач. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р8 Владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды в профессиональной педагогической деятельности. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р9 Способность использовать основные приёмы развития логического  мышления для повышения общего уровня культуры учащихся. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р10 Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций . Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р11 Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р12 Умение эффективно работать в команде, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р13 Знание возможности практической реализации обучения, ориентирован-ного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р14 Способность планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования по своей специализации с использованием новейших достижений  науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области знаний, соответствующей выполняемой работе Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р15 Умение проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук и использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI
Р16 Умение использовать основные приёмы обработки экспериментальных данных при самостоятельном исследовании и решении различных прикладных задач. Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI

                                                                                                          Приложение 3А

Взаимное соответствие целей ОП  и результатов обучения

Профиль «Математика»

  Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4
Результат 1 х х    
Результат 2 х х    
Результат 3 х   х х
Результат 4     х  
Результат 5   х    
Результат 6   х   х
Результат 7     х  
Результат 8   х х  
Результат 9       х
Результат 10 х     х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3Б

 

Взаимное соответствие целей  ОП  и результатов обучения

Профиль «Физика»

  Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4
Результат 1 х х    
Результат 2 х х    
Результат 3 х   х х
Результат 4     х  
Результат 5   х    
Результат 6   х   х
Результат 7     х  
Результат 8   х х  
Результат 9 х х   х
Результат 10 х х   х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3В

Взаимное соответствие целей  ОП  и результатов обучения

Профиль «Информатика»

  Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4
Результат 1 + +    
Результат 2 +      
Результат 3 +      
Результат 4 + +    
Результат 5   +    
Результат 6   +    
Результат 7   +    
Результат 8   +    
Результат 9   + +  
Результат 10     +  
Результат 11     +  
Результат 12     +  
Результат 13     +  
Результат 14       +
Результат 15       +
Результат 16       +