1.1.Общая характеристика образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)
Областью применения основной образовательной программы является организация учебного процесса, направленного на подготовку учителя математики, физики и информатики, способного осуществлять педагогическую, образовательную, воспитательную, просветительскую и научную деятельность.
Основными пользователями образовательной программы являются: руководство, профессорско-преподавательский состав и студенты Таласского государственного университета, государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, методические объединения учителей математики, физики и информатики, региональные органы управления образованием.
2.1.1. Миссия образовательной программы, соответствующая миссии ТалГУ, определяет основную цель программы и формирует набор ожидаемых результатов обучения выпускника.
При формулировке целей и задач ОП как в области обучения, так и в области воспитания даются с учетом специфики профиля ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также потребностей регионального рынка труда и внешних, внутренних стейхолдеров.
Миссия образовательной программы – подготовка профессионально компетентных и конкурентноспособных учителей математики, физики и информатики, владеющих современными методиками и технологиями.
2.1.2 Цель ОП – это заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Цель формирования образовательных программ: разработка пакета документов, обеспечивающих: – реализацию (выполнение) требований соответствующего образовательного стандарта с учетом особенностей научно-образовательной школы и актуальных потребностей регионального и международного рынка труда; – развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных (и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями образовательного стандарта по конкретному направлению подготовки; – социально-необходимое качество высшего образования в ТалГУ на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего образовательного стандарта;
– основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций обучающихся на всех этапах обучения в ТалГУ.
Цель образовательной программы:
Цель 1. Ознакомление с основными положениями разделов математической, физической науки и информатики, базовыми идеями и методами математики, физики и информатики, формирование систематических знаний в области математики, физики и информатики.
Цель 2. Подготовка квалифицированного специалиста педагога-математика, физика и информатика, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в современных условиях.
Цель 3. Формировать и развивать социально-личностные качества студентов (целеустремленность, организованность, ответственность, навыки критического мышления, коммуникативность, толерантность т.д.), повышать стремление к самореализации и самосовершенствованию, их общую культуру в профессии в рамках непрерывного образования.
Цель 4. Формировать навыки использования математических, физических знаний и знаний по информатике для решения исследовательских задач и развивать способности обрабатывать информацию в межотраслевой науке.
Все студенты, принятые по профилю «Математика», «Физика» и «Информатика» смогут добиться целей, предусмотренных программой и смогут выполнять требования для присвоения соответствующей квалификации.
Данный подход реализуется ОП в виде обучающих, воспитывающих и развивающих целях.
Планируемые результаты обучения
Профиль “Математика”:
Код результата | Результат обучения
(выпускник должен быть готов) |
Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны |
Профессиональные компетенции | ||
Р1 | Владение систематическими знаниями в области математики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р2 | Владение базовыми знаниями в области математики и использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования с применением информационных технологий. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р3 | Владение культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р4 | Умение принимать правильные решения в различных ситуациях, показать и обосновать собственную позицию, умение согласовывать своё мнение с мнением коллектива, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования . | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р5 | Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов и средств активных форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся, для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р6 | Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р7 | Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р8 | Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р9 | Умение проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук и использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р10 | Владение математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, умение использовать основные приёмы математических методов, обработки экспериментальных данных при самостоятельном исследовании и решении различных прикладных задач. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Приложение 2Б
Планируемые результаты обучения
Профиль “Физика”:
Код результата | Результат обучения
(выпускник должен быть готов) |
Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны |
Р1 | Владение систематическими знаниями в области физики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и иметь представление о современной физической картине мира умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р2 | Владение базовыми знаниями в области физики и умение применять эти знания для анализа фундаментальных физических законов теорий, а также умение анализировать физическую сущность законов и владение способностью строить содержание физической картины различных явлений и процессов в природе и технике. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р3 | Владение культурой логического мышления. Владение способностью понимать, что решение задач является одной из форм организации мышления. Умение реализовывать основные методы рассуждений на основе общих методов научного исследования. Умение корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р4 | Умение принимать правильные решения в различных ситуациях, показать и обосновать собственную позицию, умение согласовывать своё мнение с мнением коллектива, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования . | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р5 | Умение решать задачи разного вида (количественные и качественные задачи, теоретические и экспериментальные задачи), а также задачи разного уровня сложности. Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов и средств активных форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся, для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р6 | Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р7 | Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р8 | Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р9 | Способность использовать методы обработки результатов наблюдений экспериментов, соответствующие требованиям проведения научных и учебных экспериментов на различных учебных ситуациях. Умение проводить компьютерную обработку результатов измерений и наблюдений, проводить компьютерное моделирование учебных экспериментов и использовать имеющиеся электронные материалы по физике. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р10 | Понимает ведущую роль эксперимента в физических исследованиях и в учебном процессе по физике. Владеет методами постановки демонстрационного эксперимента, способами организации фронтальных учебных экспериментов, лабораторных работ и учебных исследовательских экспериментов. При проведении экспериментов владеет способностью активно использовать компьютерную технику, интерактивные доски и другую технику. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Приложение 2В
Планируемые результаты обучения
Профиль “Информатика”:
Код результата | Результат обучения
(выпускник должен быть готов) |
Требования ГОС, критерии и/или заинтересованные стороны |
Р1 | Владение систематическими знаниями в области информатики, а также способность понимать роль и место их в системе наук и умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р2 | Владение базовыми знаниями в области информатики и навыками использования программных средств, используя ресурсы Интернет (1). | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р3 | Способен строить компьютерные модели для решения задач и практических проблем. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р4 | Умение самостоятельно приобретать новые знания, умения с помощью информационных технологий, самостоятельно работать по IT-программам и использовать их в практической деятельности. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р5 | Знание структуры школьного курса информатики, методы приемы и средства обучения информатике, используя современные образовательные и информационные технологии (2). | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р6 | Навыки применения наиболее эффективных методов, приёмов, средств и форм обучения для актуализации знаний, умений, навыков учащихся для усвоения теоретических знаний, для их закрепления и систематизации (2). | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р7 | Умение применять базовые теоретические знания, методы и средства фундаментальной и прикладной информатики для решения профессиональных задач. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р8 | Владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды в профессиональной педагогической деятельности. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р9 | Способность использовать основные приёмы развития логического мышления для повышения общего уровня культуры учащихся. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р10 | Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних и формирование общекультурных компетенций . | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р11 | Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение основами речевой профессиональной культуры. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р12 | Умение эффективно работать в команде, выполняя различные функции, имея навыки критического мышления, самосовершенствования. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р13 | Знание возможности практической реализации обучения, ориентирован-ного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р14 | Способность планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования по своей специализации с использованием новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области знаний, соответствующей выполняемой работе | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р15 | Умение проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук и использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Р16 | Умение использовать основные приёмы обработки экспериментальных данных при самостоятельном исследовании и решении различных прикладных задач. | Требования ГОС, критерии агентств аккредитации, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI |
Приложение 3А
Взаимное соответствие целей ОП и результатов обучения
Профиль «Математика»
Цель 1 | Цель 2 | Цель 3 | Цель 4 | |
Результат 1 | х | х | ||
Результат 2 | х | х | ||
Результат 3 | х | х | х | |
Результат 4 | х | |||
Результат 5 | х | |||
Результат 6 | х | х | ||
Результат 7 | х | |||
Результат 8 | х | х | ||
Результат 9 | х | |||
Результат 10 | х | х |
Приложение 3Б
Взаимное соответствие целей ОП и результатов обучения
Профиль «Физика»
Цель 1 | Цель 2 | Цель 3 | Цель 4 | |
Результат 1 | х | х | ||
Результат 2 | х | х | ||
Результат 3 | х | х | х | |
Результат 4 | х | |||
Результат 5 | х | |||
Результат 6 | х | х | ||
Результат 7 | х | |||
Результат 8 | х | х | ||
Результат 9 | х | х | х | |
Результат 10 | х | х | х |
Приложение 3В
Взаимное соответствие целей ОП и результатов обучения
Профиль «Информатика»
Цель 1 | Цель 2 | Цель 3 | Цель 4 | |
Результат 1 | + | + | ||
Результат 2 | + | |||
Результат 3 | + | |||
Результат 4 | + | + | ||
Результат 5 | + | |||
Результат 6 | + | |||
Результат 7 | + | |||
Результат 8 | + | |||
Результат 9 | + | + | ||
Результат 10 | + | |||
Результат 11 | + | |||
Результат 12 | + | |||
Результат 13 | + | |||
Результат 14 | + | |||
Результат 15 | + | |||
Результат 16 | + |